Для того чтобы правильно оформить сделку купли-продажи земельного
участка и зарегистрировать переход права собственности на участок от продавца
к покупателю, необходимо убедиться, что продавец участка является его законным
собственником.
Для этого продавец должен представить:
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на
земельный участок, выданное до 15.07.2016г., либо выписку из Единого государ-
ственного реестра недвижимости (до 01.01.2017г. – из ЕГРП).
Кроме того, желательно дополнительно получить выписку, содержащую
сведения ЕГРН, непосредственно перед подписанием договора купли—продажи
земельного участка.
- Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобре-
тения (получения) продавцом земельного участка в собственность (ранее заклю-
ченный договор купли-продажи, мены, дарения, решение суда, свидетельство о
праве на наследство и т.д.).
После ознакомления с указанными документами рекомендуем придержи-
ваться следующего алгоритма:
Шаг 1. Заключите договор купли-продажи земельного участка.
Существенными условиями договора продажи недвижимости являются его
предмет и цена (ст. ст. 554, 555 ГК РФ; ст. 37 ЗК РФ).
В описании предмета договора необходимо точно указать адрес участка, его
площадь, кадастровый номер, категорию земель и вид его разрешенного исполь-
зования. Также желательно указать сведения о правоустанавливающих докумен-
тах продавца, дате и номере государственной регистрации права собственности
продавца в ЕГРН.
Необходимо определить точную цену земельного участка и порядок расче-
тов между сторонами. При этом расчет может быть произведен как до, так и после
государственной регистрации перехода права собственности на участок. То же от-
носится и к фактической передаче земельного участка по акту приема-передачи. В
договоре можно предусмотреть, что договор одновременно является и актом при-
ема-передачи.
Договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен в письменной
форме и подписан обеими сторонами. Несоблюдение этого условия влечет недей-
ствительность договора (ст. 550 ГК РФ).
Договор подписывается в трех экземплярах (по одному экземпляру для сто-
рон договора и третий экземпляр для Росреестра).
Обязательного нотариального удостоверения договора закон не предусмат-
ривает. Исключение составляют:
— сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовер-
шеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособ-
ным, которые подлежат нотариальному удостоверению;
— сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое
имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственно-
сти своих долей по одной сделке, которые подлежат нотариальному удостовере-
нию.
Шаг 2. Подготовьте и представьте документы в территориальное отде-
ление МФЦ.
Необходимо подготовить следующие документы:
1) договор купли-продажи земельного участка (в трех экземплярах);
2) паспорта участников сделки (если документы подает представитель,
необходимо представить нотариальную доверенность с соответствующими полно-
мочиями);
3) нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на отчуж-
дение участка (если участок приобретался возмездно! в период брака);
4) акт приема-передачи (если договор купли-продажи не является одновре-
менно и актом приема-передачи);
5) госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок;
6) заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию
права собственности за покупателем (заполняется сотрудником непосредственно
в отделении МФЦ при приеме документов).
Справка.
Заявление и необходимые документы можно представить одним из следу-
ющих способов:
— непосредственно в отделение МФЦ (независимо от места нахождения
объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих
прием по экстерриториальному принципу);
— непосредственно в отделение Росреестра почтовым отправлением с
объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о
вручении;
— в форме электронных документов через Интернет, например, посред-
ством официального сайта Росреестра.
О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате
госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посред-
ством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона.
Государственная регистрация проводится в течение 7 рабочих дней с
даты поступления в Росреестр заявления и документов, а в случае подачи до-
кументов через МФЦ — в течение 9 рабочих дней с даты приема заявления.
Шаг 3. Получите выписку из ЕГРН.
Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из
ЕГРН. В указанный сотрудником срок необходимо явиться в отделение МФЦ, либо
Росреестра и получить выписку из ЕГРН.
Также выписка может быть направлена вам в электронной форме.
Обратите внимание!
Если вы владели земельным участком менее установленного срока (3 года
до 01.01.2016г., 5 лет с 01.01.2016г.), то с дохода от продажи участка необхо-
димо уплатить НДФЛ. При этом вы можете воспользоваться имущественным
налоговым вычетом либо уменьшить сумму дохода на сумму документально
подтвержденных расходов, связанных с приобретением участка (п. 17.1 ст. 217,
пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 220, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).
Новые собственники земельных участков становятся плательщиками зе-
мельного налога. Также они вправе воспользоваться имущественным налого-
вым вычетом по НДФЛ, если участок предназначен для ИЖС или расположен под
приобретаемым жилым домом (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 220, п. 1 ст. 388, п. 1 ст.
389 НК РФ).